Бензо- и электропилы
Бензопилы.
Если говорить о профессиональных бензопилах, то они предназначены главным образом для повседневной эксплуатации. Их модельный ряд достаточно широк и подбирается в зависимости от размера деревьев, с которыми приходится работать.
У многоцелевых пил для обычного применения, в принципе, такая же основная базовая конструкция, однако они имеют несколько пониженные рабочие характеристики. Такие инструменты способны решать относительно сложные задачи, хотя и не рассчитаны на интенсивную нагрузку. В основном они используются для обрезки веток, валки небольших деревьев, распиловки и заготовки дров.
Пилы для бытового использования созданы для тех, кто пользуется ими сравнительно редко, и для тех, кому простота использования важнее высокой производительности. Они предназначены для выполнения небольших объемов работ в домашних условиях, имеют небольшую мощность и вес, удобны в обращении и, соответственно, стоят не слишком дорого.
Электропилы.
Цепная электропила соединяет в себе достоинства цепной бензопилы и электроинструмента. С одной стороны, это возможность легко и быстро перепилить древесину; с другой — чистота, отсутствие выхлопных газов, возможность работать в помещении.
Электропила эффективна при уходе за большим садом, при заготовке дров из не очень толстых бревен, при плотницких работах в сочетании, например, с дисковой пилой. Электропила более экономична при эксплуатации и, конечно же, более экологична. Однако есть и некоторые недостатки. Передача вращающего момента на цепь осуществляется посредством редуктора, который жестко связан с якорем электродвигателя и поэтому не может защищитить двигатель от перегрузок, вызванных, например, затупившейся цепью. Вывод: чтобы электропила прослужила дольше, придется регулярно точить цепь. При пониженном напряжении в электропитающей сети (а такое нередко случается в загородных условиях) нагрузка на двигатель возрастает, и он может даже сгореть, если пила не снабжена термозащитой. Когда же термозащита есть, при низком напряжении в сети она будет часто срабатывать, а значит, на высокую производительность рассчитывать не приходится.
Чтобы двигатель не перегрелся, за его температурой следит специальное реле, очень ценный элемент пилы, т. к. перегрев двигателя — явление весьма распространенное. При превышении порогового значения температуры термореле отключает питание пилы.
При нормальном питании и с хорошо заточенной цепью бытовые электропилы, к сожалению, имеют весьма ограниченный ресурс. Срок службы электропилы составляет не более 4—5 лет при использовании в течение 1 ч в день. Профессиональные модели более долговечны, но и цена на них, как правило, в несколько раз выше.
В бытовых моделях очень часто отсутствует система плавного пуска, которая ограничивает пусковой ток и позволяет разгонять двигатель плавно, без эксцессов.
При выборе цепной электропилы следует обратить внимание на следующие характеристики.
Мощность двигателя — параметр, который не только определяет производительность пилы, но и серьезно влияет на работу с ней при падении напряжения в сети, что в наших условиях явление нередкое. При падении напряжения двигатель начинает терять мощность, перегревается и может сгореть. Однако чем он мощнее, тем менее чувствителен к скачкам напряжения.
Расположение двигателя.
Классическая компоновка узлов и агрегатов электропил — с поперечным расположением двигателя. Такие механизмы не отличаются хорошей балансировкой и приспособлены для работы в основном в вертикальной плоскости.
Продольное расположение двигателя гарантирует отличную эргономику электропилы — ее не «ведет» ни вправо, ни влево. Не нарушается балансировка и при поворотах пилы в разные стороны на любые углы. Благодаря продольному расположению двигателя корпус пилы становится более длинным и узким по сравнению с «поперечными» аналогами, за счет чего обеспечивается хорошая маневренность и работа без усталости.
Блокировка включения.
Это важный элемент безопасности: электропилы — инструмент мощный, и существует опасность случайного включения, отброса пилы при неудобном захвате или захвате одной рукой.
Система плавного пуска.
Особенностью электродвигателей является зависимость их сопротивления от скорости вращения — на минимальной скорости сопротивление также минимально. Это означает, что при пуске двигателя и при его торможении протекающие через двигатель токи максимальны, что плохо влияет на состояние двигателя и передачи, а для особо мощных машин чревато «выбиванием» пробок. Система плавного пуска ограничивает пусковой ток и позволяет разгонять двигатель плавно, без эксцессов.
Тормоз цепи.
Как и при работе с бензопилой, самым опасным моментом при эксплуатации является отброс инструмента в сторону пользователя в момент, когда конец шины соприкасается с поверхностью древесины. Для защиты от «обратного удара» используется тормоз цепи.
Приводом тормоза является щиток, размещенный перед левой рукой пользователя. Если пилить приходится в вертикальной плоскости, то при обратном ударе рука обязательно упрется в щиток, сработает пружина, включится тормоз, и цепь остановится.
Цепь.
Для повышения безопасности используются низкопрофильные цепи. Основное достоинство таких цепей — низкий уровень вибрации, недостаток — пониженная производительность инструмента.
Смазка пильного агрегата.
В результате усовершенствования электропилы механизм оснастился насосом для автоматической смазки пильного агрегата. Он включается одновременно с двигателем и поэтому подает масло на цепь только во время работы. Как результат — снижение расхода масла и удобство обслуживания. Все, что требуется от пользователя, — периодически добавлять масло в бачок. Количество оставшегося масла можно визуально контролировать через прозрачное окошко бачка.
Система натяжения цепи.
Как известно, цепь натягивается за счет изменения расстояния между ведомой и ведущей звездочками. Однако шину обычно крепят одним или двумя винтами и сдвигают ее отверткой с плоским шлицом. Данный способ неудобен и отнимает много времени, а ведь цепь приходится подтягивать достаточно часто, особенно если она новая или приходится пилить твердую древесину.
Наряду с «классическим» способом используется система упрощенного натяжения цепи, не требующая применения вспомогательного инструмента. Суть ее заключается в том, что шину фиксируют не привычными винтами, а специальной гайкой — «барашком». Для натяжения цепи ее откручивают и с помощью находящегося рядом ползунка сдвигают шину.