Мини-лебёдки
«Валдайская лебёдка».
Пахать можно по-разному. В основном выбор способа пахоты зависит от размеров земельного надела и наличия средств механизации.
На приусадебных участках небольшой площади наиболее применимы различного рода мотоблоки и лебедки. Первые хороши тем, что производительны, экономичны и маневренны. Последние же удобны там, где даже мотоблоку не развернуться, т. е. на неудобьях.
Однако есть и более оптимальный вариант — универсальное орудие, обладающее одновременно достоинствами и мини- трактора, и лебедки.
Самодеятельный конструктор из города Валдай В. Бережной предложил мини-лебедку, которая, как и все пахотные лебедки, обслуживается двумя операторами: один управляет ее приводом от самодельного мини-трактора тягача, второй — плугом в поле.
Лебедка приводится в действие от двигателя трактора с по¬мощью механизма отбора мощности (MOM), установленного на коробке передач (на тягаче она — от автомобиля ГАЗ-51). Этот механизм имеет рычаг управления с тремя положениями: «вперед», «стоп» и «назад». Первое не используется, поскольку при «стоп» и выключенной лебедке трос можно легко размотать и вручную. Это делает второй оператор, откатывая плуг на встроенном в него колесе к началу новой борозды.
Заняв исходную позицию, он подает знак первому оператору. Тот включает лебедку и переводит рычаг механизма отбора мощности в положение «назад». Катушка начинает вращаться, наматывая трос, и плуг, управляемый вторым оператором, входит в землю.
После прохода очередной борозды весь цикл действий операторов повторяется до окончания пахоты участка.
Теперь конкретно о том, где на тягаче расположена мини-лебедка и как она устроена. Рама мини-трактора имеет две мощные поперечные полки из уголка размерами 90 х 56 х 6 мм, на которых установлен двигатель. Кронштейны крепления лебедки приварены к задней (по ходу движения) полке снизу. В поперечном отношении место для лебедки выбиралось так, чтобы ее звездочка находилась в одной плоскости со звездочкой механизма отбора мощности на КПП.
Поскольку усилия на тросе при пахоте немалые, кронштейны, выполненные даже из толстого стального листа, могут не выдержать. Чтобы этого не случилось, они подперты работающими на сжатие двумя подкосами из уголка 20 х 20 х 3 мм, приваренными к передней полке крепления двигателя.
Сама лебедка состоит из нескольких простых узлов и деталей. В ее основе — вращающийся в двух подшипниках ступенчатый вал, на который насажены катушка с тросом, звездочка на своем подшипнике, штифтовая муфта и пружина сжатия.
Во включенном положении лебедки штифты пронизывают и звездочку, и муфтовое кольцо на левой щеке катушки насквозь. Таким образом, усилие от двигателя через коробку передач, механизм отбора мощности, цепь и звездочки передается катушке, и та, вращаясь, наматывает трос на свой барабан. Когда же надо прекратить наматывание и освободить трос для возврата плуга к началу борозды, первый оператор останавливает лебедку переводом рычага MOM в положение «стоп», а затем выключает ее движением ручки механизма управления назад. Последовательно срабатывают элементы этого механизма — жесткая тяга, качалка, водило и нажимное кольцо. Под нажимом последнего муфта, преодолевая сопротивление пружины на валу лебедки, выводит свои штифты из зацепления с муфтовым кольцом и звездочкой. Теперь катушка свободна.
Чтобы трос сматывался равномерно и не запутывался, в конструкции лебедки предусмотрено простейшее устройство торможения катушки. Оно состоит из гнутой стальной лапы и пружины растяжения. Лапа насажена на ось-шпильку, приваренную к правому кронштейну крепления лебедки со стороны подшипника, а пружина надета на ушко лапы и на резьбовой крючок, ввернутый в заднюю втулку крепления, двигателя.
Таким образом, лапа все время оказывается прижатой к правой щеке тросовой катушки. Тем, что сталь здесь трется о сталь, можно пренебречь — это не тот случай, когда необходим более сложный механизм. При наматывании троса угловая скорость вращения катушки невелика и столь же невелико противодействие притормаживающего устройства. Заметным оно становится только при разматывании: катушка не разгоняется и не опережает трос.
Основной технологический способ сборки деталей в узлы при изготовлении лебедки — сварка. Трудностей при соединении кронштейнов с корпусами подшипников и вала с опорным кольцом пружины здесь нет. Гораздо сложнее сварить катушку и муфту. Вариантов сборки катушки много. Но как наиболее простой можно рекомендовать следующий.
На готовых щеках надо циркулем очертить окружности, соответствующие диаметру барабана. Прорезать в щеках осевые отверстия. Закрепить на верстаке одну щеку и надеть на нее под углом 120° по отношению друг к другу три струбцины так, чтобы их верхние губки касались очерченной окружности. Установить на щеку барабан, прижать чем-нибудь и прихватить по кругу несколькими сварными точками. Снять струбцины и окончательно приварить барабан сплошным швом. Точно таким же образом присоединить вторую щеку и муфтовое кольцо.
Что касается самой муфты, то собирать ее проще. Главное — не забыть после запрессовки в отверстия корпуса штифтов надеть на корпус нажимное кольцо и только после этого приваривать шайбу-стенку. Звездочка с запрессованным в нее подшипником №204 используется от сельскохозяйственного агрегата определенного вида. В ней остается лишь просверлить шесть отверстий под штифты.
Естественно, лебедка используется в течение одного-двух дней при пахоте и большую часть года служит на тягаче балластом. Чтобы предотвратить случайное срабатывание лебедки (и как следствие — разрыв или, наоборот, разматывание троса под колесами движущегося тягача), предусмотрено фиксирование ручки механизма управления в положении, при котором лебедка выключена, т. е. когда пружина отжата и штифты муфты выведены из зацепления со звездочкой.