Мотоблок Архипова
Мотоблок конструкции Архипова (рис. 8) — одна из многочисленных разработок, которые предлагают рачительным фермерам самодеятельные изобретатели. Машина всесторонне проверена в деле, удобна и практична. Ею в состоянии управлять даже подросток.
Достоинство мотоблока — в оригинальной подвеске почвообрабатывающих орудий, в необычных колесах, а также в так называемом багажнике. С помощью устройства можно пахать, боронить, сажать и окучивать картофель, выпахивать клубни, сгребать ботву, перевозить урожай и удобрения.
Мотоблок представляет собой одноосную двухколесную самоходную машину с двигателем от мотороллера ВП-150М. Автор выбрал этот двигатель потому, что он имеет принудительное воздушное охлаждение головки цилиндра, что очень важно, ведь мотоблоку приходится работать с максимальными нагрузками при минимальных скоростях.
Большинство деталей — промышленного изготовления. От мотороллера также взяты часть подвески двигателя, часть рамы (двойная дуга), цепи, рукоятки и тросы управления.
Все остальное изготовлено самостоятельно. Колесная ось выточена на токарном станке. П-образная рама сварена из труб диаметром 60 мм. Из труб сделан и багажник. Самодельные также три шарнира основной и регулирующей тяги, соединяющие мотоблок с плугом и рулем. Собственного изготовления и устройство переключения передач. К раме приварена стальная труба с осью на конце. На оси установлено качающееся коромысло для натяжения тросов, идущих к коробке передач двигателя. Ручка переключения передач — также отрезок трубы, приваренный к коромыслу (рис. 9).
На мотоблоке применены цепи с шагом 12,7 и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходного вала двигателя — 11, вторичного вала — 60 и 20, ходовой оси — 40.
Сборка мотоблока. На ходовой вал устанавливают звездочку (приваривают), корпус с подшипниками, обгонные муфты, выполняющие функции дифференциала, колеса, за¬тем — раму. К раме крепят телескопическую тягу с рулем и плугом.
Колеса благодаря особой форме лучше сцепляются с почвой и не забиваются землей. В отличие от резиновых эти колеса практически не уплотняют почву, а, наоборот, рыхлят ее.
Две дугообразные трубы от рамы мотороллера соединяют часть подвески двигателя и раму мотоблока. Между трубами располагается бак с топливом.
Двигатель. К П-образной раме слева консольно приварен кронштейн, имеющий на конце поперечную стальную ось диаметром 36 и длиной 150 мм. Двигатель вместе с подвеской навешивают на эту ось и прикрепляют к дугообразным трубам рамы. Устанавливают на свое место вторичный вал и натягивают цепи. Протягивают тросы управления.
В сравнении с другими конструкциями подобного типа мотоблок Архипова имеет ряд конструктивных преимуществ. До него тягачи и обрабатывающие инструменты жестко соединялись между собой, что затрудняло повороты. Изобретатель же придумал шарнирное соединение, которое позволяет «держать борозду» или изменять направление движения в небольших пределах, не вынимая плуг из земли.
Этот элемент обеспечивает и еще одно преимущество — постоянство заданной глубины пахоты без применения дополнительных усилий. Необходимая глубина вспашки поддерживается не подъемом и опусканием плуга, а изменением его угла по отношению к борозде. Это происходит автоматически: если плуг начинает зарываться, то на него действует подъемная сила, создаваемая полевой доской. Если лемех вылезает из почвы, угол его атаки увеличивается, и он вновь заглубляется в почву до заданной глубины, обеспечивающей устойчивое равновесие.
Во время работы плуг, преодолевающий сопротивление почвы, часто заносит в сторону, и пахарю, работающему с мотоплугом жесткой конструкции, приходится прилагать немалые усилия для выравнивания борозды. Изобретатель неудобство устранил: ось его плуга расположена под некоторым углом к направлению движения. Такое положение регулируется тремя шарнирами тяги. Мотоблок при пахоте слегка повернут влево, что компенсирует занос.
При проведении первой борозды (наиболее ответственный момент) удерживать прямое направление надо самим плугом, ведь рукоятки управления жестко связаны с ним, а не с мотоблоком. При их повороте с незначительным усилием все устройство изменяет направление движения. Допустим, надо повернуть направо. Пахарь отклоняет рукоятки... в противоположную сторону. А так как плуг не может сместиться туда же — он как бы закреплен в земле, — то тяга, идя вслед за рукоятками, разворачивает мотоблок вправо. На второй и последующих бороздах управление упрощается, поскольку правое колесо идет по борозде, как по копиру.
Культиватор, борону и грабли устанавливают регулирующей тягой точно посредине колеи. Крепят теми же двумя болтами, что и плуг.
Кронштейны этих орудий немного развернуты в вертикальной плоскости, чтобы компенсировать угол, на который был установлен плуг.
К бороне кронштейн приварен в середине вертикально. Такой бороной при движении пахарь может управлять, опуская при необходимости то один, то другой край и разбивая большие комья земли.
На неровной почве борона не реагирует на различные наклоны мотоблока. (А при жесткой связи с ним она копирует их, оставляя огрехи.)
Для посадки картофеля используют культиватор со снятыми отвалами. Установив его на место плуга, проводят борозды в земле и укладывают в них клубни. Затем ставят на место отвалы и запахивают клубни, пуская культиватор между бороздами. Точно так же окучивают и проросшие посадки.
Культиватором можно выкапывать и выпахивать урожай. Ширина захвата изменяется отвалами. Ботву, оставшуюся после уборки, а также пропущенный картофель убирают бороной или граблями. Граблями, кстати, удобно сгребать в кучи накошенную траву.
Кроме сельскохозяйственных работ мотоблок Архипова применяют, в частности, для уборки снега. Дополнительно устанавливают только небольшой бульдозерный нож. Можно и тротуар подметать, поставив дополнительную звездочку и валик с круглой щеткой.