Опрыскиватели
Опрыскиватель для обработки картофеля.
Для такого опрыскивателя потребуются:
- металлическая бочка емкостью 200 л;
- стальные уголки сечениями 90 х 58 и 50 х 50 мм; стальные трубы круглого сечения (диаметром 32 мм), а также ква¬дратного и прямоугольного сечения (соответственно 50 х 50 и 50x25 мм);
- труба из твердого поливинилхлорида (диаметром 32 мм) и шланг из мягкого поливинилхлорида (диаметром 16 мм);
- электрический насос на рабочее напряжение 12 В;
- ходовой винт Тг 14 х 3 LH длиной 400 мм.
Из оборудования необходимы сварочный аппарат, электродрель и обычный набор ручных слесарных инструментов. Кроме того, надо выточить на токарном станке два переходника для соединения насоса со шлангом и шланга с навесной штангой, заглушку на штангу и штуцер.
Конструкция опрыскивателя проста. Устройство состоит из мощной рамы, которая четырьмя болтами крепится к самодельной передней навеске трактора МТЗ-80, шарнирной рамки, напорной штанги с четырьмя распылителями и резервуара с раствором. В резервуаре, в 50 мм от дна, подвешен насос от автомобильной электромойки НЦ-300 на 12 В. Производительности насоса вполне хватает для работы опрыскивателя.
Включается опрыскиватель из кабины трактора обычным тумблером, который напрямую замыкает плюсовой провод электрического кабеля, идущего к насосу. Раствор от насоса по шлангу поступает к напорной штанге и через распылители попадает на обрабатываемую поверхность.
Напорная штанга с распылителями прикреплена к шарнирной рамке, следовательно, она подвижна по отношению к раме опрыскивателя, т. е. ее высоту можно менять. Для этого предназначен подъемный механизм, позволяющий регулировать расстояние от штанги до земли в зависимости от высоты растений, глубины борозд в почве, направления и силы ветра.
Рама сварена из отрезков стальных профилей различного сечения: уголков 90х56 и 50х 50 мм, квадратной и прямоугольной труб 50х50 и 50х25 мм, полос 50х10 мм, а также косынок толщиной 8 мм. В кронштейнах рамы просверлены четыре отверстия диаметром 12,5 мм для болтов М12 крепления опрыскивателя к самодельной передней навеске трактора. Отверстия в ложементах рамы предназначены для четырех болтов того же размера, фиксирующих резервуар с раствором.
Подъемный механизм состоит из ходового винта с левой трапецеидальной резьбой (можно использовать винт и от «жигулевского» домкрата), ручки и двуплечей подъемной планки. Планка сварена из упорной втулки, двух плечей — отрезков трубы 32х3 мм и двух кронштейнов — отрезков уголка 50х50 мм.
Конструктивно рама опрыскивателя неразрывно связана с подъемным механизмом, поскольку перед его сборкой ходовой винт сначала был ввернут в гайку, заложенную в торцевое отверстие стрелы рамы, и только потом на конец винта наварена первая упорная шайба, затем надета двуплечая подъемная планка и наварена вторая упорная шайба.
Шарнирная рамка тоже собрана с применением электросварки из отрезков труб диаметрами 32 и 25 мм, ушек и косынок из листовой стали толщиной соответственно 8 и 3 мм. К раме опрыскивателя рамка присоединена, естественно, шарнирно, двумя болтами M12.
Вращая винт при помощи ручки, можно увеличивать или уменьшать высоту подъема напорной штанги относительно поверхности земли.
Напорная штанга представляет собой пластмассовую трубу диаметром 32 мм, которая тремя струбцинами притянута к траверсе шарнирной рамки. Левый (по ходу трактора) конец штанги закрыт дюралюминиевой заглушкой, а правый — через переходник соединен с питающим шлангом. Хомуты на концах штанги служат для уплотнения соединений и не позволяют раствору просачиваться наружу.
Внизу в штанге на расстоянии 700 мм друг от друга просверлены четыре отверстия диаметром 13 мм под корпуса распылителей. Корпуса вместе с распылителями взяты от промышленного опрыскивателя марки ОПШ-1.5.
Последний агрегат конструкции — резервуар — сделан из 200-литровой бочки с толстыми стенками. Толстые стенки необходимы для того, чтобы при изготовлении резервуара могла использоваться электросварка.
На верху бочки — люк, а внизу — две пластинчатые опоры для установки на раме опрыскивателя. Через люк в резервуар введен насос, он подвешен на тонком тросе (от сцепления мотоцикла) к специально приваренной скобе.
Люк закрыт крышкой, в которой прорезано отверстие для выхода питающего шланга и электрического кабеля насоса. Крышка четырьмя болтами М8 прижата к фланцу, приваренному к верху люка.
На изготовление опрыскивателя уходит несколько дней. Затем — испытания: залить в емкость воду и включить насос.
Корпус распылителя устроен таким образом, что при прекращении давления жидкости специальные манжеты под действием силы сжатия пружин перекрывают доступ жидкости к распылителям. Так что вне рабочего процесса на землю не попадает ни капли раствора.
Опрыскиватель захватывает четыре ряда картофеля при ширине междурядий 70 см. Он, как уже упоминалось, навешен на самодельную переднюю навеску трактора. Сзади трактор агрегатируется с культиватором-окучником. Таким образом, можно одновременно выполнять две операции — опрыскивание и междурядную обработку. Это удобно: экономятся время и топливо, да и почва меньше уплотняется колесами.
Кстати, опрыскиватель можно использовать не только в борьбе с колорадским жуком. Картофелеводы знают, как важны для развития корнеплодов минеральные удобрения. Особый эффект при выращивании картофеля дает внекорневая подкормка растений, когда в период формирования клубней на листья картофеля напыляют малыми дозами насыщенный водный раствор минеральных удобрений.
Известно, что подкормка очень полезна для урожая. Но опять же, без специального устройства этот технологический процесс невозможен, а самодельный опрыскиватель легко справляется и с этой работой. Так что он работает на урожай сразу по двум направлениям.
И еще одна важная деталь. Раствор в резервуаре должен быть тщательно перемешан. Можно, конечно, через заливную горловину хорошо перемешать его какой-нибудь длинной палкой. Но лучше разрезать питающий шланг в середине и ввести в разрез соединительный штуцер.
После того как раствор залит в резервуар и предварительно размешан, конец верхнего шланга отсоединяют от штуцера, опускают в бочку и включают насос. Нескольких минут достаточно, чтобы струя из шланга тщательно перемешала раствор до однородного состояния. Затем шланг надевают на штуцер и стягивают хомут. Производительность опрыскивателя (при наличии запаса воды у кромки поля) — до 1 га/ч.
Опрыскиватель из огнетушителя.
Для этого устройства потребуются использованный огнетушитель, две латунные трубки диаметром 8 мм, несколько метров шланга и некоторые слесарные навыки.
Две латунные трубки длиной по 130 мм монтируют в цилиндрическом корпусе от огнетушителя. Их концы предварительно обвальцовывают молотком до получения отверстий диаметром 1,2—1,5 мм и спаивают трубки между собой припоем на длину 130 мм.
Конец трубки для подвода жидкости должен выступать относительно воздушной на 4—5 мм. Выходящие из корпуса концы трубок отгибают на 20° каждую и на них надевают штуцера диаметром 10 мм и дли¬ной 50 мм.
После сборки опрыскивателя пропаивают все детали, чтобы обеспечить их герметичность. Головку (крышку) навинчивают на корпус огнетушителя.
В крышке удаляют ударное устройство, нарезают в отверстии резьбу М12; рядом сверлят другое отверстие и нарезают резьбу М10. В отверстия ввертывают штуцера для шлангов. Латунную трубку для забора жидкости вставляют в штуцер, не доводя до дна корпуса на 20—25 мм, и герметично припаивают к штуцеру. В верхней части корпуса огнетушителя сверлят отверстие и припаивают трубку с ниппелем от автомобильной камеры.
Опрыскиватель готов к работе. К соответствующим штуцерам присоединяют шланги, к одному из шлангов — ручной или ножной автомобильный насос, заливают хорошо отфильтрованную жидкость и приступают к работе.
Для удобства такой опрыскиватель снабжают наплечными ремнями.
Правильно изготовленный опрыскиватель поможет не только хорошо обработать растения на участке, но и побелить стволы деревьев или квартиру, а также провести антикоррозийную обработку автомобиля. Для проведения последней необходимо, соблюдая правила противопожарной безопасности, растворить 5,5 кг мелко раздробленного битума в 22 л неэтилированного бензина, тщательно размешать и оставить в баке под крышкой на 12—14 ч. После этого нужно процедить состав через воронку с частой сеткой и четыре слоя марли.
Приготовленный раствор битума необходимо нанести на днище автомобиля, используя сделанный из огнетушителя опрыскиватель.
Несколько сложнее в изготовлении, но удобнее в использовании мобильный опрыскиватель. Он имеет распылитель, пробковый кран, шланг, перепускной клапан, корпус огнетушителя, манометр, переходной шланг и ресивер. Давление в корпусе огнетушителя создается с помощью компрессора от старого холодильника с перепускным клапаном. Компрессор через реле защиты подключают к осветительной сети обычным шнуром.
Переделанный корпус огнетушителя крепят растяжками к тележке. Компрессор в течение 2—3 мин создает в корпусе рабочее давление около 6 атм. После окончания работы систему промывают чистой водой и просушивают. Компрессор периодически надо смазывать.
Для опрыскивания небольших участков с растениями можно использовать туалетный пульверизатор. Облегчить создание давления в сосуде с рабочим раствором поможет нож¬ной насос «лягушка», которым накачивают надувные лодки и матрацы.
Можно воспользоваться и гидравлической системой. Для этого берут два герметически закрывающихся сосуда вместимостью 2—4 л и соединяют их шлангами с зажимами. Один из сосудов ставят на землю, а второй, заполненный водой, — на высоте 1,5—2 м. Пульверизатор присоединяют к нижнему сосуду. Если снять зажим, то вода, переливаясь в нижний сосуд, создаст давление воздуха. После того как нижний сосуд наполнится водой, его меняют местами с верхним.