Райдеры
Райдер — это, по сути, тот же садовый мини-трактор, но с одним существенным отличием: у райдера двигатель располагается не впереди, а сзади, чаще всего под креслом водителя. Подавляющее большинство райдеров предназначены для работы с прицепным оборудованием (за исключением навесного), а некоторые наиболее легкие модели используются только для стрижки газонов.
Двигатели, как правило, высокого качества и мировых производителей, таких как «Honda», «Kohler», «Kawasaki», «Briggs&Stratton». Это одно- или двухцилиндровые устройства с большим ресурсом работы и мощностью до 30 л. с. Трансмиссия механическая или гидростатическая. Технически улучшенные райдеры имеют автотрансмиссию, круизконтроль и оборудованы двумя педалями заднего и переднего хода (рис. 25).
Рулевое управление с шарнирно-сочлененной рамой гарантирует отличную маневренность и обеспечивает движение задних колес точно по колее передних.
Райдер оснащен сиденьем высокой комфортности, гидравлическим подъемником навесного оборудования, счетчиком моточасов, а также имеет много других достоинств, что обеспечивает эффективный и быстрый уход за садовым участком.
Райдеры можно разделить на два «подкласса» — с нижней и передней декой. В первом случае стригущий механизм установлен между передними и задними колесами, почти точно под сиденьем водителя. Во втором — понятно из названия — деку ставят спереди. Это дает ряд преимуществ: и обзор намного лучше, и качество стрижки выше, т. к. ножи стригут непримятую траву, а главное — оператор непосредственно контролирует процесс кошения.
Плюс есть возможность загнать деку под низко нависающие ветви кустов и деревьев и аккуратно выстричь траву. Обслуживать такую деку намного проще: как правило, у нее предусмотрено «сервисное положение» — вертикально, ножами вперед.
Райдеры с передней декой по функциональным возможностям не уступают тракторам, легко агрегатируются с фронтальной навеской. У тракторов возможна только нижняя подвеска деки, но в этом тоже есть свои преимущества: она не увеличивает габариты машины, что важно как при транспортировке, так и при хранении.
И все же главное преимущество райдера состоит в том, что помимо разнообразных газонных фрез можно использовать множество вариантов навесного оборудования. Летом это газонная фреза, щетка для уборки дорожек, коллекторы для сбора листьев, различные варианты тележек, подметальное устройство. Зимой — снегоуборочная фреза, нож-отвал, разбрасыватель песка и тележка.
Чаще всего выпускаются модели с передними поворотными колесами, как у автомобилей. Реже встречаются более экзотические варианты: с поворотными задними колесами или, как упоминалось выше, с шарнирно-сочлененной («ломающейся») рамой.
Преимущества и недостатки есть и у тех, и у других моделей.
Например, «классическая» схема грешит неустойчивостью при крутых поворотах на максимальной скорости — надо помнить, что это все же не автомобиль, конструкция подвески здесь намного проще. Ни амортизаторов, ни пружин, ни рессор нет, поэтому при повороте с креном вполне возможно опрокидывание.
У техники с задними поворотными колесами привод обычно передний, значит, хуже тяга при движении вперед и вверх по склону, особенно если бункер загружен, т. е. сильнее занос в повороте (полная аналогия с переднеприводным автомобилем).
У шарнирно-сочлененной рамы отмечают не только великолепную маневренность, но и сложность конструкции, а также слабое сцепление при полностью вывернутом руле. Впрочем, такими же «страшилками» пугают всех автолюбителей, а сталкиваются с реальным заносом или опрокидыванием далеко не все — такие «эффекты» проявляются лишь при экстремальных условиях работы. Если не закладывать крутые виражи на чрезмерно большой скорости, то любая схема управления будет демонстрировать стабильность.
Еще один класс райдеров — «косилки с нулевым радиусом разворота». Это в чистом виде газонокосилки, без возможности агрегатирования навесного или прицепного оборудования. У них два ведущих колеса сзади и два небольших «рояльных» впереди, для устойчивости. Управляют такой машиной, притормаживая рычагом одно из ведущих колес, т. е. принцип такой же, как у гусеничной техники.
«Нулевой радиус разворота» — не просто эффектное словосочетание: такая машина действительно легко развернется на месте. Однако недостатки — прямое продолжение достоинств: при столь резком маневре колеса могут повредить дерн. К тому же с ходу привыкнуть управлять таким «вертлявым» устройством непросто. Особенно сложно заставить его двигаться по прямой, убирать мусор как с газонов, так и с дорожек с любым покрытием, возить грузы, расчищать снег, опрыскивать деревья.
Как видно, возможности трактора напрямую зависят от того, какое дополнительное оборудование на нем установлено. Прицепное не нуждается в приводе от мотора и либо не имеет подвижных узлов (прицепа, например), либо для их работы достаточно крутящего момента от собственньх колес (разбрасыватель семян и удобрений). Навесное оборудование подсоединяют к валу отбора мощности (ВОМ), по типу шнекороторного снегоуборщика.