Трактор-универсал
Несмотря на то, что трактор — машина достаточно сложная, многие фермеры предпочитают покупным изделиям собственные разработки. Исходя из конкретных условий обработки земли, умельцы создают новые варианты такой техники, используя различные детали и узлы других механизмов.
Таков, в частности, мобильный агрегат, названный авторами «Бычком», предназначенный главным образом для перевозки грузов до 500 кг со скоростью до 35 км/ч. Им можно также обрабатывать землю, заменив перед пахотой звездочку реверс-редуктора на большую. Это повышает тяговое усилие, что дает возможность работать с плугом. А используя вал отбора мощности, легко подключать и приводить в действие циркулярную пилу, водяной насос, сенокосилку и т. п.
Основа самоходного шасси — рама, сваренная из толстостенных труб круглого и квадратного сечения. Многочисленные места сварки усилены косынками и накладками из стального листа толщиной 4 мм с облегчающими отверстиями.
Рама оснащена кронштейнами различного вида для крепления агрегатов силовой установки, трансмиссии и вспомогательного оборудования. Так, левая консоль рамы имеет наклонный кронштейн, к которому привинчен редуктор лебедки (тросовый барабан ее притянут болтом к перемычке). Передняя балка несет на себе узел подвески переднего моста, изготовленный из стального листа толщиной 25 мм и усиленный подкосами. К средней балке приварен кронштейн из швеллера для крепления рулевой колонки.
Далее на лонжеронах размещены «лапы» крепления раздаточной коробки, продольные дуги из водопроводной трубы с уголковыми кронштейнами крепления крыльев, поперечная дуга со шпильками крепления рамы бензобака и пластинчатые (или швеллерные) опоры заднего моста.
Наконец, к задней балке приварены площадка реверс-редуктора и моторама, ложемент которой своим передним концом присоединен еще и к поперечной дуге. Выше расположен кронштейн для переднего крепежного узла двигателя, опирающийся на два ребра, приваренные к ложементу. Восьмиугольная на-кладка связывает кронштейн и с поперечной дугой.
Другой конец ложемента моторамы несет подкрепленную вертикальным ребром уголковую перекладину с двумя приставками из квадратной трубы, на которые двигатель опирается своими задними крепежными узлами. Вместе с тем перекладина и, задняя балка соединены двумя подпорками из водопроводной трубы. Кроме своего прямого назначения — обеспечивать жесткость конструкции моторамы — подпорки служат еще для наматывания на них буксирного троса, когда тот не используется.
Помимо прочего, на лонжероны рамы установлены водительская площадка с педалями и рычагами управления и грузовой кузов.
Двигатель трактора — марки ИЖ-П-3 (от мотоколяски СЗД). Его мощности 14 л. с. вполне достаточно для нормальной работы. Генератор Г-421 с контактной системой зажигания взят от мотоцикла «Минск» — он питает осветительные приборы. Катушка зажигания — от мотоцикла ИЖ-ПС-350. Расположен ИЖ-П-3, как было сказано, на мотораме, приваренной к раме самоходного шасси. Кронштейн для переднего крепежного узла двигателя представляет собой коробку с таким же устройством натяжения силовой цепи, как на мотоколяске СЗД. К хомутам задних крепежных узлов двигателя привинчен и глушитель.
Двигатель запускается ножным рычагом, кронштейн которого приварен к раме самоходного шасси справа. На оси рычага имеется блок, в котором закреплен конец тросика диаметром 5 мм. Другой его конец, переброшенный через дополнительный направляющий блочок, присоединен специальным захватом к рычагу кик-стартера двигателя. После запуска ножной рычаг рукой поднимается вверх и фиксируется пружинным крючком.
Для переключения передач на выходной валик КПП двигателя надет довольно длинный трубчатый рычаг, расположенный между сиденьем водителя и правым крылом.
Крутящий момент от выходной звездочки двигателя цепью передается к звездочке привода реверс-редуктора. Благодаря последнему трактор движется назад с теми же скоростями, что и вперед. Передаточное отношение реверс-редуктора — 1:1,2. Он самодельный, хотя в его конструкции использованы некоторые шестерни и валы из трансмиссии трактора «Беларусь».
Корпус реверс-редуктора сварен в виде ящика из пяти стальных листов толщиной 8 мм. В трех боковых гранях корпуса вырезаны окна, в которые вставлены подшипниковые стаканы из стали марки 30 с валами. Задний вал — ведомый (вал отбора мощности), постоянного зацепления и вращается в одну сторону. Передний вал тоже ведомый. Через доработанный карданный механизм от ГАЗ-51 он передает крутящий момент раздаточной коробке. Направление вращения этого вала можно менять с помощью муфты, установленной на крышке корпуса реверс-редуктора (крышка крепится восемью винтами М8). Таким образом, имеется три фиксированных положения вилки муфты: переднее, среднее («нейтраль»), заднее. Управляется муфта рычагом, расположенным на водительской площадке между левым крылом и сиденьем.
Размещен реверс-редуктор в промежутке между двигателем и задним мостом. С помощью четырех шпилек М12 х 1,5 в днище корпуса и четырех резиновых амортизаторов он прикреплен к специальной площадке на задней балке рамы.
Выше было сказано о том, что для пахоты надо заменить звездочку реверс-редуктора. Строго говоря, на «Бычке» она не меняется, а дополняется новым зубчатым венцом, вырезанным из большей звездочки. Крепится такой венец четырьмя болтами М10х1,5. Цепь в этом случае, разумеется, берут более длинную (и тоже от мотоколяски СЗД).
Раздаточная коробка от автомобиля ГАЗ-66 переделке не подвергалась. Крутящий момент, как уже упоминалось, она полу¬чает от реверс-редуктора и передает лебедке (вперед) и заднему мосту (назад). Установлена коробка на особых «лапах» толщи¬ной 10 мм, приваренных к лонжеронам рамы. Крепление — четырьмя болтами М16х 1,5 с резиновыми амортизаторами.
Наличие раздаточной коробки дает возможность, минуя коробку передач двигателя, переходить с пониженной скорости на повышенную и наоборот. Тем самым обеспечивается щадящий режим работы коробки передач, а значит, и ее долговечность.
Управляется она двумя рычагами, размещенными на водительской площадке под сиденьем. Первый рычаг служит для отключения заднего моста, второй — для выбора скорости: пониженной или повышенной (через «нейтраль»). Поставив рычаг в нейтральное положение, можно пользоваться валом отбора мощности реверс-редуктора или лебедкой.
И если к главной передаче заднего моста раздаточная коробка присоединена коротким карданным механизмом, то к лебедке — кулачковой муфтой. Подвижная полумуфта, перемещающаяся по шлицам вала привода лебедки, управляется рычагом, расположенным спереди-слева от редуктора рулевой колонки. Свободного хода барабан лебедки не имеет. Направление вращения изменяется переключением реверс-редуктора. Шлицевая часть вала привода лебедки поддерживается подшипником, корпус которого привинчен к раме.
В качестве редуктора лебедки использован мощный червячный механизм рулевой колонки подходящей модели трактора. Барабан изготовлен из трубы, и на него намотан трос диаметром 10 мм и длиной 15 м. Лебедка прикреплена к кронштейну рамы тремя болтами Ml4.
Рулевая колонка — от автомобиля ГАЗ-51. При установке она повернута вокруг своей вертикальной оси на 180°, чтобы выходной вал ее редуктора был справа. Колонка прикреплена к крон¬штейну рамы пятью болтами М10.
Продольная рулевая тяга и некоторые другие детали системы управления — тоже от автомобиля ГАЗ-51. Поперечная тяга и поворотные рычаги — от СЗД.
Передний мост сварен из труб разного диаметра. Для большей прочности боковые трубы (консоли) входят в центральную (балку) телескопически и фиксируются болтами Ml2. К середине балки приварено силовое ребро из 25-миллиметровой листовой стали с распорной втулкой под болт, служащий осью качания моста.
Усилия от поворотных рычагов передаются шкворням через шлицевые соединения. Поскольку шкворни поворачиваются на ограниченный угол, то им достаточно подшипников скольжения в виде латунных втулок. Непосредственно к шкворням приварены полуоси передних колес. Сами колеса — от мотоколяски СЗД. Тормозов они не имеют.
Задний мост — от автомобиля ГАЗ-51, укороченный. Его длина по фланцам полуосей теперь составляет 1220 мм. Своими «чулками» мост входит в соответствующие опоры рамы самоходного шасси и притянут к ним снизу двумя стремянками диаметром 16 мм, проходящими сквозь лонжероны.
Задние колеса — от автомобиля ЗИЛ-157. При креплении к ступицам они ориентированы так, чтобы ступицы не выходили за габариты колес. Тормозная система «Бычка» — гидравлическая, от ГАЗ-51. Действует только на задние колеса.
Водительская площадка, на которой расположены рычаги и педали управления, изготовлена из рифленой листовой стали толщиной 4 мм. Имеет два выреза: один — для главного тормозного цилиндра, другой — для «лапы» крепления раздаточной коробки. Сзади на кронштейнах установлены рычаги управления реверс-редуктором, раздаточной коробкой, отключения заднего моста. Там же приварены два ушка крепления рамы бензобака. Впереди, по классической схеме, размещены педали сцепления, тормоза и «газа». Кронштейны педалей расположены под площадкой. К раме площадка прикреплена четырьмя болтами М10 на резиновых подушках.
Крылья самоходного шасси — от трактора ДТ-20 с относительно небольшой массой. Прикреплены крылья восемью болтами М10 (к ушкам на продольных дугах, приваренных к лонжеронам).
Крылья выполняют роль не только грязевых щитков. Они принимают на себя массу водителя, поскольку на них опирается сиденье — его задняя труба своими зубьями входит в гнезда, изготовленные из трубы сечением 25 х 20 мм. Кроме того, на левом крыле расположены электрощиток и инструментальный ящик, а на правом — воздухоочиститель двигателя (от мотоцикла ИЖ-ПС-350) и регулируемый по высоте кронштейн с рычажками управления декомпрессором и топливным корректором.
Сиденье водителя — от мотоколяски СЗД, немного переделанное и усиленное. Может регулироваться по вертикали и горизонтали, а также откидываться на шарнирах вперед, ложась спинкой на рулевое колесо и давая свободный доступ к баку для заправки топливом.
Топливный бак тоже от СЗД. Установлен под сиденьем на специальной раме, сваренной из труб диаметром 27 мм. Так как уровень топливного бака ниже поплавковой камеры карбюратора, в топливопровод введена подкачивающая груша от лодочного мотора «Ветерок».
Большое внимание уделено очистке бензина. Для этого заливная горловина бензобака имеет первичный фильтр — съемную мелкую сетку. Далее через кран КР-12, его фильтрующую сетку и отстойник бензин по гибким резиновым шлангам последовательно поступает в подкачивающую грушу, затем в фильтр-отстойник, в топливный насос, имеющий свои фильтры, и только после этого попадает в камеру карбюратора.
Рама топливного бака имеет четыре точки опоры: две нижние (с резиновыми втулками) прикреплены болтами М10 к ушкам водительской площадки, а две верхние (тоже с резиновыми втулками) надеты на шпильки поперечной дуги рамы самоходного шасси.
Топливный бак тоже зафиксирован в четырех точках (с применением резиновых вкладышей): спереди — скобками, приваренными к его раме, и сзади — теми же шпильками на поперечной дуге. Обилие резиновых вкладышей — для поглощения шумов и вибрации, создаваемых двигателем.
Двигатель сверху закрыт капотом из листовой стали толщиной 1,8 мм, в который сзади врезана вентиляционная решетка с фарой от мопеда «Рига». Капот открывается вперед и в таком положении удерживается подпоркой. Закрываясь, он ложится на две резиновые подушки на крыльях и «пристегивается» двумя цилиндрическими пружинами.
Впереди-слева под кузовом у трактора установлена фара от СЗД, регулируемая по вертикали и горизонтали. Электросхема проста. Пульт управления имеет общий выключатель и переключатель света «ближний—дальний» для передней фары, задняя же включается только при движении назад.
Грузовой кузов сварен из листовой стали толщиной 1,8 мм и окантован уголком 20 х 20 мм. Передний борт откидной, фиксируется крючком на конце цепи. Опустив борт и зафиксировав его в одной плоскости с дном кузова, получим удлиненную площадку для перевозки негабаритных грузов.
К левому борту прикреплена штыковая лопата, а к правому — канистра с запасом топлива и огнетушитель. Под днищем кузова слева и справа имеются довольно вместительные металлические багажники.
Кузов прикрепляют следующим образом: сначала к раме с помощью стремянок и болтов привинчивают четыре ложемента из доски и бруса, предварительно пропитанных горячей олифой, а к ним болтами М8 с круглыми головками присоединяют сам кузов.