Другие конструкции
Оригинальную велотележку предлагают москвичи П. и Б. Морозовы. Она состоит из задней части двухколесного велосипеда для взрослых и присоединенной к ней спереди (вместо демонтированного руля и переднего колеса велосипеда) тележки с кузовом, установленным на два велосипедных колеса. Перемещать это транспортное средство может даже человек, не умеющий ездить на обычном велосипеде.
У тележки три точки опоры, поэтому она очень устойчива. Ею несложно управлять: высокий П-образный руль скреплен с рамой тележки, а та насажена на поворотный кронштейн, имеющий два жестких ограничителя поворота. Для остановки велотележки, как и всех двухколесных велосипедов, достаточно обратным движением педалей включить трещотку заднего колеса.
Гораздо проще по устройству, хотя она и требует больше усилий для передвижения, тележка В. Шишкова из Пензы. В боковине железной бочки изобретатель вырезал продолговатое прямоугольное отверстие, а под ним, ближе к одному из днищ, прикрепил болтами две палки-ручки. Затем с обеих сторон получившегося вытянутого подобия корыта (ниже его срединной линии) на коротких штырях приварил по толстому металлическому кругу, с помощью роликов или шариков перекатывающихся по опорным стальным колесам. Чтобы опорожнить такую тележку, достаточно резко приподнять ручки, опрокидывая емкость на 180°.
Чтобы можно было сбросить груз с тележки без особых усилий, рационализатор В. Томашевский в поперечинах рамы своего транспортного средства вырезал полукруглые гнезда-выемки (пять-шесть). В них установил ролики, вмонтированные в специальную платформу. Во время-перевозки платформа, поддерживая груз, лежит на раме тележки. Но если на месте разгрузки слегка приподнимают один край платформы, ролики под действием груза начинают вращаться и кладь съезжает на землю.
И. Павлов согнул под прямым углом П-образный стальной уголок — примерно на одной четверти его длины, если считать от перемычки.
Получившаяся рамка треугольными кронштейнами установлена на ось с двумя колесиками от детской коляски. Ближе к рукояткам рационализатор присоединил поворачивающийся вокруг оси металлический двузубец с приваренным посредине его перекладины штырем.
Груз на этой тележке возят в мешке. Чтобы его наполнить, раму поднимают вертикально (ставят на ее изогнутую часть), горловину мешка протаскивают через кольцо, установленное на металлическом двузубце, и закрепляют на нем зажимами. Завершив погрузку, мешок завязывают, с горловины снимают зажимы и переворачивают металлический двузубец — тогда при разгрузке тележка будет устойчиво опираться на три точки: два колеса и штырь.
В необычное средство транспортировки плодов И. Слюсарев превратил вышедшую из строя раскладушку. Согнув две ее дюралюминиевые боковые трубки в виде буквы V, он нижней частью установил их на два колеса от детской коляски. Ширина получившейся тележки рассчитана на перевозку 20-литровой кастрюли, которая как бы уложена в брезентовое полотно, пружинами прикрепленное к тем же трубкам. Поэтому при перевозке даже по очень неровной дороге емкость почти не трясет и плоды не повреждаются. Москвич И. Ковалевский сконструировал садовую тележку, которую легко превратить в сани. Концы двух перекладин от детской коляски он загнул вверх по радиусу 20 мм, отведя их за вертикаль на 15°, а среднюю часть длиной 60 см оставил горизонтальной.
Вышли отменные санные полозья. Противоположные концы каждого из них он соединил стальными полосами, а последние стянул между собой тремя поперечными стержнями. Образовалась лежащая на полозьях прочная рама. В ее боковинах, отступив на 15 см, справа и слева умелец просверлил четыре сквозных отверстия; сквозь них пропустил стержни — оси будущих колес. Сами колеса закрепил шайбами и шплинтами, и получилось универсальное транспортное средство. В зимний период на него кладут груз (рюкзак, корзину, даже доски длиной до 3 м) — между колесами. Летом тележку просто переворачивают и кладут на нее груз — между полозьями.
Универсальное транспортное средство смастерил Н. Семенов. Два уголка размером 25х25 мм и длиной по 80 см на расстоянии 50 см от края он изогнул в виде санных полозьев и эти изогнутые пасти соединил между собой двумя металлическими поперечинами так, чтобы верхнюю из них можно было использовать в качестве ручки.
В горизонтальной части каждого полоза мастер просверлил по два отверстия диаметром 6 мм для установки П-образных опорных скоб — на них укладывают тарный ящик или иную емкость. Для того чтобы превратить эти грузовые санки в тележку, к вертикальным ножкам скоб достаточно присоединить болтами Мб кронштейны и с их помощью установить колеса от детской коляски.
Грузы можно транспортировать и по воздуху. Для создания такой транспортной системы около ворот и на противоположной им стороне вкапывают по столбу. На них на высоте от 1,5 до 2 м от земли закрепляют стальной трос диаметром от 6 до 8 мм. Затем делают каретку для перевозки грузов. Колесами служат два желобчатых ролика диаметром 10 мм. Вращаются они на двух болтах 12х50 см, закрепленных стальными полосами и контргайками.
Посредине полос перпендикулярно в качестве распорок ставят два отрезка трубы малого диаметра. С наружной их стороны в вертикальной плоскости болтами и контргайками присоединяют еще две стальные полосы размером 25х3 см. Через их нижние отверстия пропускают стальной стержень диаметром 12 мм, закрепленный кольцами. На эту перекладину можно подвесить любую емкость, вмещающую до 50 кг. Стоит каретку слегка подтолкнуть, и она плавно переместится к нужному месту.
В. Родовин изготовил корпус и шасси самодельной тележки из стальных тонкостенных трубок диаметром 16 мм. Шасси тележки — в виде дуг, приваренных к трубам и косынкам.
В овальных прорезях косынок (диаметром 10 мм) закреплены гайками колеса от велосипеда. На концы трубок (продольных) насажены рукоятки от детской коляски. Устойчивость тележки при загрузке обеспечивает упор, который фиксируется чекой в двух положениях.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, тележка устойчива на ходу и на ней можно перевозить грузы массой более 150 кг. Сравнительно узкая колея позволяет транспортировать грузы по садовым дорожкам, а колеса на пневматическом ходу не травмируют растения.
Еще один вариант тачки имеет небольшие габариты, массу 8 кг и грузоподъемность 80 кг. Тачка состоит из двух колес от детской коляски, двух полдюймовых труб, детской ванночки, двух кронштейнов из листовой стали толщиной 3 мм любой марки, вала, двух ножек из стального прутка диаметром 8 мм, стальной пластины, полосы толщиной 2 мм и двух ручек из резинового полудюймового шланга.
Мастеру для сборки потребовались также гайки для крепления деталей и две шайбы.
К трубам и кронштейнам ванночку крепят болтами с гайками и фиксируют контргайками. Тачку после сборки окрашивают масляной краской в два слоя, трущиеся части покрывают смазкой.
Тачка-самоделка с одним колесом от велосипеда удобна для перевозок между грядками земли, навоза, компоста. Мастер А. Андриянов использовал для ручек трубы диаметром 20 мм. К концам продольных труб он приварил уголки, предварительно сделав в них вырезы (как у вилки велосипеда) для крепления колеса. Снизу из таких же труб приварил стойки. Площадка и вертикальный щиток — из легких досок (можно сделать из металла или поставить ящик). На такой тачке можно возить грузы до 60 кг, причем по любому бездорожью.