Самодельные садовые тележки
Многие садоводы для перевозки органических удобрений, собранных плодов и других грузов используют простые и удобные самодельные тележки собственной конструкции. Дело в том, что, несмотря на широкий выбор заводских тележек, бывают ситуации, когда они дачника не устраивают.
Например, построена теплица. Места в ней и так немного, а проход надо делать таким, чтобы можно было и грунт подвезти, и посадочный материал. Делать широкий проход невыгодно, а узенькая тележка — в дефиците. Вот и приходится искать другой выход.
А между тем простейшую садовую тачку-тележку можно сделать за два-три часа работы. Причем ее параметры (габариты, грузоподъемность) тоже можно определить исходя из собственных возможностей. Для этого потребуются несколько брусков древесины (примерно 40х40 мм), отрезок трубы или резьбовая шпилька длиной 60—70 см, пара любых колес да несколько обрезков фанеры.
Рама.
Конечно, идеально бы использовать согнутую П-образную трубу или профиль 16—25 мм, но сойдет и рама из бруска или даже жердины — лишь бы не было сучков на краю — длиной примерно 120—150 см, шириной 40—70 см (в зависимости от основного назначения тележки).
Ось.
Внизу рамы сверлят пару отверстий под ось тележки. В качестве оси подойдет любая трубка 15—20 мм в диаметре или резьбовая шпилька (кстати, использовать ее гораздо удобнее). Она должна выступать из рамы примерно на две ширины колес с каждой стороны.
Сама ось не вращается, поэтому крепится наглухо в раме. Для этого тонким сверлом сверлят и раму, и ось, вкручивают в отверстие саморезы или винты (или затягивают гайки с обеих сторон бруска). На ось насаживают колеса тележки.
Колеса определяют нагрузочную способность тачки, поэтому они должны быть прочными, надежными, широкими и как можно большего диаметра, чтобы на пересеченном и рыхлом грунте участка не зарывались в землю и не сильно накатывали колеи.
Колеса могут быть даже из толстой фанеры: сезон-два они точно прослужат (а может, и больше). Чтобы колеса не забивались грязью и не размокали, их обивают узкой полосой металла, надевают на них старые велосипедные шины, обивают толстой резиной. Саму фанеру тщательно пропитывают олифой или лессирующим антисептиком, защищая от влаги. "
Разумеется, колеса подбирают или изготавливают так, чтобы они свободно надевались на ось, но без большого люфта. Если у готовых колес отверстие слишком большое — делают вкладыши из отрезков трубы, если маленькое — его рассверливают до нужного диаметра.
Лучше всего, конечно, колеса с подшипниками. На оси их крепят при помощи шплинта — согнутой вдвое толстой проволоки.
Верхняя часть (в районе перегиба) этой «петельки» имеет расширение, чтобы не проваливаться в отверстие в оси, а нижняя («усики»), пройдя сквозь отверстие, разгибается в стороны. Таким образом, колесо, зажатое между двумя шплинтами по бокам, может свободно крутиться, но соскочить с оси не может. Колеса и ось тщательно смазывают густой смазкой, например солидолом.
Если в качестве оси применена резьбовая шпилька, то фиксация происходит при помощи гаек, по две с каждой стороны колеса. Да и внутрь посадочных отверстий колес желательно вставить металлические вкладыши, чтобы резьба постоянно не рассверливала отверстия. Полезно также прикрыть отверстия от грязи с помощью шайб.
Кузов тележки имеет треугольную форму для простоты и жесткости конструкции. Кроме того, он может быть еще и складным. Тогда тележка при хранении или транспортировке занимает очень мало места. Материал кузова — или металл, или та же фанера. Дно кузова наглухо крепят к раме, создавая очень жесткую конструкцию.